Уроки Pascal ABC - Урок №1
Первые знания, операторы, структура.
Сегодня мы начинаем уроки по изучению Pascal. В этом уроке мы обсудим структуру программы, написанной на pascal, основные операторы, типы переменных.
Вся программа состоит из:
1) Описание переменных
2) Основной программы:
а) Ввод данных, диалог с пользователем
б) Основной блок - выполнение поставленных задач
в) Вывод данных, диалог с пользователем
В виде алгоритма это получается так:
- Вводим еременные а и б которые являются численными (действительными целыми числами);
- начало программы;
- ввод данных;
- работа программы;
- вывод данных;
- конец программы.
А как это делается в программе?
Program urok1
var a :integer;
begin
readln (a);
writeln ('Dы ввели число ', a);
end.
А теперь я объясню, что это всё значит. Первая строка (Urok1) означает название программы. Мы просто пишем "Program", затем пишем название нашей новой программы, какое сами захотим (я написал urok1). Ограничением является то, что название должно содержать только английские буквы, цифры или знак "_". После каждой строчки пишется точка с запятой. Во второй строке мы перечисляем переменные, в нашей программе она всего одна - "а". "var" - это служебное слово которое задаёт переменные. Мы просто пишем слово "var", затем переменные которые будут участвовать в нашей программе через запятую, после переменных всегда ставится двоеточие, оно не ставится лишь в некоторых случаях, в каких я расскажу потом, далее идёт вид переменных (integer - целые числа (1,6,48,4859) и real - дробные числа (1,376 или например 8,45) в конце как и в первой строчке пишется точка с запятой. "begin" означает начало (запуск) программы. "readln" означает ввод данных. Во время работы программы нам необходимо будет ввести значение переменной в нашем случае необходимо ввести значение переменной "а". Поскольку у нас переменные вида "integer" мы можем ввести любое целое число. Если программе необходимо ввести или вывести информацию то используются закруглённые скобки (то что написано в скобках мы увидим на экране во время работы программы). "writeln" - это наоборот вывод данных. В скобках после этой команды мы пишем то, что хотим чтобы показал компьютер. Если хотим, чтобы он показал не просто числа, а какой-нибудь текст, то в скобках мы ставим одинарные кавычки. То что написано в одинарных кавычках будет выведено на экран в чистом виде. Последняя строчка - "end." указывает, на завершение программы в конце всегда ставится точка.
|